Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
Образовательный портал «РЕШУ ВПР» (https://geo8-vpr.sdamgia.ru)
Вариант № 28773

ВПР 2021 год по географии 8 класс. Вариант 1.

1.

На рисунках представлены контуры стран — соседей России. Подпишите под каждым рисунком рядом с номером название столицы соответствующей страны

 

ПольшаГрузияФинляндияКНДР
1 — _________2 — _________3 — _________4 — _________

Определите расположение указанных стран на схеме и впишите в пустые квадраты их номера.

2.

С какой из указанных стран Россия не имеет морской границы? Запишите в ответе название страны.

3.

На диаграмме отображена протяжённость границ России с указанными странами. Установите соответствие между столбцами диаграммы и названиями этих стран. Запишите в ответе номера стран под соответствующими буквами.

 

АБВГ

4.

На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение России. Запишите в таблицу названия этих объектов.

 

АБВГ


5.

Точка N расположена на территории одного из указанных Вами географических объектов и имеет координаты 50° с. ш. 85° в. д. Поставьте на карте крайнюю северную материковую точку России, которая расположена на одном

меридиане с точкой N, и обозначьте её буквой K.

Запишите координаты точки K.

 

Рассчитайте расстояние в километрах от точки N до точки K. Длина дуги меридиана в 1° составляет 111,3 км. Результат округлите до целого числа. (Для расчёта используйте калькулятор.)


6.

На карте России цифрами обозначены формы рельефа. Выберите из предложенного списка географические названия этих форм рельефа и впишите в пустые ячейки на схеме. Географические названия форм рельефа:

Витимское, Восточно-Европейская, Енисейский, Приленское, Минусинская, Яблоновый.

 

равнина
хребет
плато


7.

На фотографии представлена одна из указанных Вами форм рельефа. Запишите в ответе название этого географического объекта.

Какой цифрой обозначен этот географический объект на карте?


8.

Выберите три утверждения, которые характеризуют особенности указанного Вами географического объекта, и запишите в ответе их номера.

 

1) Эта форма рельефа расположена на территории Забайкальского края.

2) Эта форма рельефа расположена на севере европейской части России.

3) Здесь находится самая высокая вершина России.

4) Эта форма рельефа является водоразделом трёх рек: Лены, Амура и Енисея.

5) Здесь повсеместно распространены широколиственные леса.

6) Для территории характерен резко континентальный тип климата.


9.

Запишите недостающие показатели в таблицу «Гидрографические характеристики реки Оки», сделав необходимые расчёты, и продолжите описание реки с использованием всех элементов таблицы. (Для расчётов воспользуйтесь калькулятором.)

Таблица «Гидрографические характеристики реки Оки»

Длина, км 1500
ИстокСреднерусская возвышенность

УстьеРека Волга
Высота истока, м 221
Высота устья, м64
Падение, м
Уклон, см/км

(Результат округлите до десятых.)

Тип реки по характеру течения Равнинная

Тип питанияСмешанное с преобладанием снегового
Режим рекиЛедостав с ноября по апрель, весеннее

половодье

 

Ока — река в Европейской части России, самый крупный правый приток реки Волги. Ока — исторически важный водный путь, в Древней Руси сама река и её притоки были частью путей, соединяющих Дон с Волгой. По протяжённости Ока уступает самому крупному левому притоку Волги — реке Каме.

...

10.

На карте России подпишите названия рек, которые упоминаются в тексте.


11.

На рисунках представлены климатограммы, построенные по данным метеонаблюдений в разных частях России. Рассмотрите климатограммы и выполните задания.

Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой.

 

А      Б

12.

Школьник из Астрахани описал особенности местного климата в письме своему другу, который живёт в Салехарде.

 

Для климата нашего города характерны большие годовые и суточные колебания температуры воздуха. Воздушные массы меняют своё направление в течение года, и часто ветры приносят сухой воздух из полупустынь и пустынь Казахстана. Осадков у нас выпадает мало, и климат считается самым засушливым в России. Зима малоснежная с частыми оттепелями, но в отдельные дни бывают довольно сильные морозы. Лето жаркое и засушливое.

 

По тексту письма определите, какой тип климата, представленный одной из климатограмм, характерен для города Астрахани. Укажите в ответе название климатического пояса / типа климата.

Определите климатические показатели указанного Вами климатического пояса / типа климата по соответствующей климатограмме и заполните таблицу.

 

Средняя температура

воздуха, °С

Годовая

амплитуда

температур, °С

Годовое

количество

осадков, мм

Месяц, на который

приходится наибольшее

количество осадков

в январев июле

13.

Какие климатообразующие факторы определяют климат Астрахани? Запишите в ответе их номера.

 

1) расположение на побережье Тихого океана

2) равнинность территории

3) распространение многолетней мерзлоты

4) смена тропических и умеренных воздушных масс в течение года

5) расположение на юге Европейской части России

6) барьерная роль рельефа

14.

Группа туристов отправилась в путешествие по России. На карте отмечены буквами опорные точки их маршрута, которые являются крупными городами: центрами субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей) и/или городами федерального значения. Проследите по карте маршрут туристов и выполните задания.

 

Определите по опорным точкам на карте и запишите в таблицу названия субъектов Российской Федерации.

 

Опорная точка маршрутаАБВ
Субъект РФ                                  

 

Подпишите на карте названия городов — опорных точек маршрута.


Школьники — члены клуба юных географов, участвовали в проекте «Географическая экспедиция по родному краю». Цель экспедиции, основные вопросы, поставленные перед экспедицией, и результаты исследований они оформили в виде приведённой ниже таблицы.

Выполните задания и заполните таблицу.

 

Цель экспедиции: изучение природы своего региона

Название региона (субъекта РФ): __________________

Административный центр: ________________________

 

ВопросыСпециальностьРезультаты исследований
1. Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона?
2. Какие значения климатических показателей характеризуют особенности климата региона?
3. Представители каких народностей проживают на территории региона?

15.

Из точки А в точку Б туристы решили добраться на самолёте. Заполните пропуски в авиабилете: впишите названия пункта вылета, пункта назначения и время прилёта в пункт назначения (местное время).

город отлёта
город прилёта
время прилёта


Школьники — члены клуба юных географов, участвовали в проекте «Географическая экспедиция по родному краю». Цель экспедиции, основные вопросы, поставленные перед экспедицией, и результаты исследований они оформили в виде приведённой ниже таблицы.

Выполните задания и заполните таблицу.

 

Цель экспедиции: изучение природы своего региона

Название региона (субъекта РФ): __________________

Административный центр: ________________________

 

ВопросыСпециальностьРезультаты исследований
1. Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона?
2. Какие значения климатических показателей характеризуют особенности климата региона?
3. Представители каких народностей проживают на территории региона?

16.

Путь от точки Б до точки В туристы преодолевали на автомобиле. По пути они делали фотографии и записи в дневнике. Рассмотрите фотографии, прочитайте записи туристов и ответьте на вопросы.

 

Наш путь начался в городе-миллионере, расположенном на месте впадения в Волгу её самого крупного правого притока — реки Оки. Выезжая из города, мы видели корпуса автомобильного гиганта ГАЗ и судостроительного завода «Красное Сормово». На память о городе мы везли с собой купленный здесь набор деревянной посуды, расписанный ярко-красными ягодами рябины и земляники, продукцию местного народного промысла. За пределами города дорога шла через чередующиеся низменности и возвышенности, за окнами автомобиля мелькали смешанные леса. Далее наш маршрут лежал на северо-запад, через густые хвойные леса. На нашем пути встречались многочисленные озёра. Наконец, мы добрались до Вологды и здесь купили на память изделия из льняной нити, плетённые на коклюшках, а также шкатулки и кружки из берёзовой коры. Мы двигались дальше, дорога из Вологды вела нас через красивую светлохвойную тайгу. К вечеру мы уже оказались в конечной точке нашего маршрута — городе, расположенном на берегу Онежского озера, второго по площади в Европе. Здесь мы приобрели сувениры из уникального дерева, растущего только в этом регионе России, оно отличается красивым рисунком и прочностью древесины и используется для изготовления дорогой мебели.

 

Какие виды деревьев характерны для лесных природных зон, по территории которых проходил маршрут туристов? Укажите не менее четырёх видов деревьев.

Изделия каких народных промыслов были приобретены туристами во время путешествия?


Школьники — члены клуба юных географов, участвовали в проекте «Географическая экспедиция по родному краю». Цель экспедиции, основные вопросы, поставленные перед экспедицией, и результаты исследований они оформили в виде приведённой ниже таблицы.

Выполните задания и заполните таблицу.

 

Цель экспедиции: изучение природы своего региона

Название региона (субъекта РФ): __________________

Административный центр: ________________________

 

ВопросыСпециальностьРезультаты исследований
1. Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона?
2. Какие значения климатических показателей характеризуют особенности климата региона?
3. Представители каких народностей проживают на территории региона?

17.

Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера субъектов Российской Федерации под соответствующими буквами.

 

АБВГ


Используя приведённую ниже таблицу и графики динамики численности населения по субъектам Российской Федерации за период 2005–2018 гг., выполните задания.

 

Динамика численности населения, тыс. человек

№ п/пСубъекты РФ2005 г.2010 г.2012 г.2014 г.2018 г.
1Воронежская область 23612335233023312328
2Республика Хакасия 534532533536537
3Республика Калмыкия294289284281272
4Калининградская область9369429559691002

 

18.

В каких из приведённых в таблице субъектов Российской Федерации численность населения за указанный период выросла?

Динамика численности населения, тыс. человек

 

№ п/пСубъекты РФ2005 г.2010 г.2012 г.2014 г.2018 г.
1Воронежская область 23612335233023312328
2Республика Хакасия 534532533536537
3Республика Калмыкия294289284281272
4Калининградская область9369429559691002

19.

В каком из приведённых в таблице субъектов Российской Федерации убыль населения за указанный период была наибольшей? (При необходимости Вы можете воспользоваться калькулятором.)

Динамика численности населения, тыс. человек

 

№ п/пСубъекты РФ2005 г.2010 г.2012 г.2014 г.2018 г.
1Воронежская область 23612335233023312328
2Республика Хакасия 534532533536537
3Республика Калмыкия294289284281272
4Калининградская область9369429559691002

20.

Запишите в таблицу название своего региона (субъекта РФ) и название его административного центра. Выделите штриховкой на карте России, приведённой на странице 10, свой регион.


Школьники — члены клуба юных географов, участвовали в проекте «Географическая экспедиция по родному краю». Цель экспедиции, основные вопросы, поставленные перед экспедицией, и результаты исследований они оформили в виде приведённой ниже таблицы.

Выполните задания и заполните таблицу.

 

Цель экспедиции: изучение природы своего региона

Название региона (субъекта РФ): __________________

Административный центр: ________________________

 

ВопросыСпециальностьРезультаты исследований
1. Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона?
2. Какие значения климатических показателей характеризуют особенности климата региона?
3. Представители каких народностей проживают на территории региона?

21.

В ходе проекта школьники разбились на три группы, каждая из которых представляла одну из географических специальностей и проводила исследования в рамках одного из вопросов. Выберите из предложенного списка названия географических специальностей и запишите их в соответствующие ячейки таблицы.

 

Гидрология, биогеография, почвоведение, экология, этнография, климатология, ландшафтоведение, экономическая география, геоморфология, картография.


Школьники — члены клуба юных географов, участвовали в проекте «Географическая экспедиция по родному краю». Цель экспедиции, основные вопросы, поставленные перед экспедицией, и результаты исследований они оформили в виде приведённой ниже таблицы.

Выполните задания и заполните таблицу.

 

Цель экспедиции: изучение природы своего региона

Название региона (субъекта РФ): __________________

Административный центр: ________________________

 

ВопросыСпециальностьРезультаты исследований
1. Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона?
2. Какие значения климатических показателей характеризуют особенности климата региона?
3. Представители каких народностей проживают на территории региона?

22.

Сформулируйте краткие ответы на вопросы, поставленные перед экспедицией, и запишите их в графу таблицы «Результаты исследований».


Школьники — члены клуба юных географов, участвовали в проекте «Географическая экспедиция по родному краю». Цель экспедиции, основные вопросы, поставленные перед экспедицией, и результаты исследований они оформили в виде приведённой ниже таблицы.

Выполните задания и заполните таблицу.

 

Цель экспедиции: изучение природы своего региона

Название региона (субъекта РФ): __________________

Административный центр: ________________________

 

ВопросыСпециальностьРезультаты исследований
1. Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона?
2. Какие значения климатических показателей характеризуют особенности климата региона?
3. Представители каких народностей проживают на территории региона?