Назначение ВПР по учебному предмету «География» — оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Вариант проверочной работы включает в себя 7 комплексных заданий, каждое из которых в свою очередь состоит из двух-трех частей (пунктов), объединенных единым содержанием. С учетом всех пунктов вариант работы включает в себя 7 заданий из 18 пунктов.
Задания различаются не только по содержанию, но и по характеру решаемых обучающимися задач, и проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, таблицами, текстами, схемами, графиками и иными условно-графическими объектами). При этом каждый пункт каждого задания направлен на проверку того или иного из вышеуказанных умений.
С учетом времени, отведенного на выполнение работы, задания ориентированы преимущественно на краткий ответ в виде записи слов или словосочетаний, последовательности цифр, чисел, а также ответ, зафиксированный на контурной карте, и в форме заполненной таблицы или блок-схемы.
Задания 2, 3, 4, 5, 6 выполняются с использованием географических карт, приведенных в варианте проверочной работы.
Всего заданий — 7/18 (с учетом пунктов заданий), из них по уровню сложности: Б — 14; П — 4. Максимальный балл за работу — 33 баллов. Общее время выполнения работы — 45 мин. |
|
сложности |
||||
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы | Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. Умения ориентироваться в источниках географической информации, выявлять взаимодополняющую географическую информацию. Умение различать изученные географические объекты | Б |
1 |
||
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умения: ориентироваться в источниках географической информации; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве. Умения использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, сопоставление географической информации. Умение различать изученные географические объекты | Б |
2 |
||
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. Умения: ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках. Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. | Б Б |
2 2 |
||
Природа России. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Моря России | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Смысловое чтение. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве; выявлять недостающую и/или взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках. Умения использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты | П П |
2 2 |
||
Природа России. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Смысловое чтение. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. Умения: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; представлять в различных формах географическую информацию. Умение использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; сопоставление географической информации. Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств | Б П |
2 2 |
||
Административно-территориальное устройство России. Часовые пояса. Растительный и животный мир России. Почвы. Природные зоны. Высотная поясность | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Смысловое чтение. Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; представлять в различных формах географическую информацию. Умение использовать источники географической информации для решения различных задач. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, а также о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни | Б Б |
1 1 |
||
Население России | Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления. Умения использовать источники географической информации для выявления географических зависимостей и закономерностей. Способность использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач, а также различать (распознавать) демографические процессы и явления, характеризующие демографическую ситуацию в России и отдельных регионах | Б |
2 |
Полные правильные ответы на задания оцениваются в баллах следующим образом:
— задание 1 — 4 балла;
— задание 2 — 4 балла;
— задание 3 — 6 баллов;
— задание 4 — 6 баллов;
— задание 5 — 5 баллов;
— задание 6 — 4 балла;
— задание 7 — 4 балла;
По подпунктам:
задание 1: 1.1 — 3 балла (в соответствии с критериями); 1.2 — 1 балл (если в ответе допущена ошибка, выставляется 0 баллов);
задание 2: 2.1 — 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан) выставляется 1 балл), 2.2 — 2 балла (в соответствии с критериями);
задание 3: 3.1 и 3.2 — по 2 балла (в соответствии с критериями), 3.3 — 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан) выставляется 1 балл);
задание 4: все пункты 4.1, 4.2, 4.3 — по 2 балла (в соответствии с критериями);
задание 5: 5.1 — 1 балл (если в ответе допущена ошибка, выставляется 0 баллов), 5.2 — 2 балла (в соответствии с критериями), 5.3 — 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан) выставляется 1 балл);
задание 6: 6.1 — 2 балла (в соответствии с критериями) и 6.2 и 6.3 — по 1 баллу (в соответствии с критериями);
задание 7: 7.1 — 2 балла (если в ответе перепутаны местами две цифры, выставляется 1 балл), 7.2 — 2 балла (в соответствии с критериями).
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
---|---|---|---|---|
Первичные баллы | 0–9 | 10–20 | 21–28 | 29–33 |
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.